Когда много лет назад я приехала жить в Германию, мне было непросто понять, что местные думают об иностранцах. За вежливостью незнакомых людей могли скрываться самые разные мысли и чувства. Я сталкивалась как с горячей симпатией, так и с полным игнором.
И хотя закономерностей не было и нет, некторые особенности все же бросаются в глаза.
Массовое сознание
Мнение об иностранцах зависит от того, из каких источников люди черпают информацию. Больше всего предубеждений у людей, которые смотрят телевизор. Это, как правило, возрастная группа от 45 лет и старше.
Немецкие СМИ, как и собственно СМИ во всем мире привлекают аудиторию скандалами, сенсациями и катастрофами. С задачей «упростить и преувеличить» они справляются просто отлично. Поэтому не удивительно, что в общественном сознании откладываются не самые позитивные новости, в том числе и об Украине.
К счастью, в последние годы главной мишенью в СМИ был Трамп. Ему досталось все презрение, на которое только способно немецкое общество.
Восточная Европа выпала из фокуса и больше не воспринимается как зона сплошных проблем. Теперь, когда я говорю, что я с Украины, людям приходит в голову не сбитый самолет на Донбассе или безграничная коррупция, а победы Кличко, Евро 2012 или украинский футбол.
Отношение к России тоже не без черно-белого. Однако Россия для многих немцев очень притягательна. Люди постарше стремятся побывать в Питере, кто моложе мечтает проехать на поезде через Сибирь.
Пока политики продлевают санкции, немецкий бизнес горюет о потерянных прибылях. И вообще, немцкие и российские бизнесмены похоже понимают друг друга с полуслова. Клиенты нашего концерна говорят, что русские держат слово и не мелочатся, поэтому для немцев они желанные партнеры и клиенты.
Старики
У людей, прошедших через войну, как ни странно, самое теплое и душевное отношение к восточной Европе. При том, что они были там в плену или воевали. Их память хранит воспоминания о неожиданных встречах, о понимании без слов, о взаимопомощи и об общечеловеческих ценностях.
Эти люди настолько старенькие, что уже не очень понимают общий политический контекст. И не факт, что понимали его тогда, много лет назад, когда их посылали воевать. Зато они все еще помнят русские слова, имена и названия. Это удивительно и одновременно очень трогательно.
Молодежь
Беззаботная молодежь открыта новому и мыслит без предубеждений. Люди из других стран вызывают интерес и любопытство.
Подростки слушают русский рэп, в некоторых школах можно выбрать русский как второй иностранный и многие школьники его действительно выбирают.
И в принципе знают иногда вещи, которыми удивляют даже меня.
Как-то моя дочка попросила меня рассказать про Киевскую Русь. Я ушам своим не поверила. Она родилась в Германии и проявляла до сих пор не особенно много добровольного интереса к истории предков.
Оказалось, этот вопрос задал ей ее немецкий бойфренд. Откуда он узнал про Киевскую Русь история умалчивает, но я поняла, что немецкая молодежь знает о нас больше, чем мы думаем.
Вообще, Восточная Европа кажется западноевропейцам ближе, когда есть личные связи и контакты. Люди, у которых есть друг, коллега или знакомый из Украины или России готовы общаться, дружить, вместе тренироваться или пить пиво. И таких контактов в последние годы становится все больше. Ведь общие ценности и интересы обьединяют людей куда сильнее общей национальности.